Тайна за семью печатями

Просмотры:2312 Актуальная судебная практика ЖКХ Красноярского края

Тайна за семью печатями

  Судебные заметки >>>>>                     Районная администрация в г. Красноярске обратилась в арбитражный суд  с иском к управляющей компании «Жилищные системы Красноярска»...

Читать далее

Отсутствие бумажного счета на ЖКУ. Обяза…

Просмотры:965 Управление многоквартирным домом

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 67 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных...

Читать далее

С 1 мая 2022 года в 56 многоквартирных д…

Просмотры:1037 События

В настоящее время в Новосибирской области 431 организаций имеют лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

Читать далее

Проведено первое в Красноярском крае общ…

Просмотры:1153 Управление многоквартирным домом

Проведено первое в Красноярском крае общее собрание с использованием ГИС ЖКХ

Служба информирует о первом в Красноярском крае собрании собственников помещений в многоквартирном доме, проведенном в форме заочного голосования с использованием государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ).

Читать далее

Новые требования к кадровому обеспечению отрасли ЖКХ

DSCN4475.jpg

Напомним, что 01 января 2017 г. вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 № 238‑ФЗ «О независимой оценке квалификаций». Действие данного закона распространяется на работников всех предприятий и организаций независимо от форм собственности. Зам. министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края Е. Е. Афанасьев во вступительном слове отметил, что в ЖКХ человеческий фактор является ключевым, в том числе и в аварийных ситуациях, которые случаются в коммунальном хозяйстве. Однако потребности со стороны коммунальных предприятий в повышении квалификации или переподготовке кадров не наблюдается. «Государство обязывает решать эти задачи, и когда-то время пряников закончится, начнут жестко спрашивать», — предупредил замминистра и предложил экспертному сообществу выработать решения, которые позволили бы переломить ситуацию по подготовке кадров для отрасли ЖКХ.

Координирующим органом по развитию в Красноярском крае национальной системы квалификаций Губернатором Красноярского края назначено агентство труда и занятости населения региона. С. А. Селюнин, зам. руководителя агентства, сообщил, что существует национальный рейтинг инвестиционного климата регионов, в котором присутствует критерий «Качество и доступность трудовых ресурсов». Когда проводится рейтинг, работодатели оценивают работу власти региона как удовлетворительную, и вроде как есть над чем работать, однако со стороны профессионального сообщества особого посыла нет. В мае была принята стратегия экономической безопасности Российской Федерации. В ней, помимо прочего, включены вопросы кадрового обеспечения экономики. Для исполнения функций по развитию в Красноярском крае национальной системы квалификаций КГБОУ ДПО «Красноярский центр профессиональной ориентации и психологической поддержки населения», учредителем которого является агентство труда и занятости населения, преобразован в КГБОУ ДПО «Красноярский краевой центр профориентации и развития квалификаций». Об этапах внедрения системы профессиональных квалификаций в Красноярском крае доложила директор этого центра З. А. Исмагилова.

В 2016 году Красноярский край вошел в список пилотных регионов, определенных Национальным советом при Президенте РФ по профессиональным квалификациям для апробации модели внедрения национальной системы квалификации на региональном уровне. Это связано с тем, что в крае органы исполнительной власти активно включились в эту работу.

Разработана и утверждена заместителем председателя Правительства Красноярского края «дорожная карта» по вопросам развития национальной системы квалификаций в Красноярском крае в 2016–2018 годах.

Распоряжением Губернатора Красноярского края создан координационный совет (рабочая группа) по вопросам развития системы квалификаций в Красноярском крае. В состав координационного совета вошли представители Правительства края, объединений работодателей, профсоюзов, научного сообщества.

Внедрение системы профессиональных квалификаций — важный шаг для развития экономики страны, в том числе — для Красноярского края.

Благодаря национальной системе квалификаций (НСК) работодатели получают инструменты влияния на систему профессионального образования (внедрение профессионально - общественной аккредитации образовательных программ, создание сети центров независимой оценки квалификации, открытия новых направлений подготовки). Для специалистов — это возможность повысить конкурентоспособность на рынке труда.

Профессиональный стандарт — это ядро национальной системы квалификаций, который влияет на процессы, реализуемые в рамках НСК. Обязательность его применения предусмотрена в статьях 57 части 2 и 195.3 ТК РФ.

На сегодняшний день утверждено более 949 профессиональных стандартов. Они представлены на официальных сайтах Минтруда России (http://profstandart.rosmintrud.ru) и Научно–исследовательского института труда и социального страхования (http://vet-bc.ru).

DSCN44601.jpg

На фото (слева направо): В. В. Куцак, директор
КГАУ ДПО «Краевой центр подготовки кадров строительства, ЖКХ и энергетики», зам. председателя Союза предприятий ЖКХ и энергетики Красноярского края, Е. Е. Афанасьев, зам. министра строительства
и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края


 

В крае создано 5 ЦОКов (в области сварочного производства, строительства, ракетной техники и космической деятельности, лифтовой отрасли и сферы вертикального транспорта, по организационному и документальному обеспечению управления организаций).

Работник или лицо, претендующее на осуществление определенного вида трудовой деятельности, может подтвердить соответствие квалификации положениям профессионального стандарта, пройдя профессиональный экзамен в ЦОК. Для внедрения процедуры внесены соответствующие изменения в Трудовой и Налоговый кодексы Российской Федерации.

Следующий этап работы — запустить систему проведения независимой оценки квалификаций. Необходимо определить механизмы, способствующие формированию доверия к этой системе как со стороны работодателей, так и со стороны соискателей.

Еще одним важным направлением является профессионально – общественная аккредитация образовательных программ, которая проводится работодателями и их объединениями для повышения качества и уровня подготовки выпускников.

Взявший слово А. В. Лыткин, директор по развитию Союза промышленников и предпринимателей Красноярского края, привел слова Леонида Рошаля о том, что разрушения, которые мы наблюдаем в повседневной жизни, случаются от того, что так называемые «специалисты», которые сегодня работают в отраслях, имеют «корочки», но при этом не имеют ни знаний, ни квалификации. В связи с этим, предположил А. В. Лыткин, президент страны подписал Федеральный закон «О независимой оценке квалификации». Это, действительно, уже вынужденная мера. Было принято постановление правительства от 27 июня 2016 г. № 584 об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными и муниципальными предприятиями. Подготовлены правила, по которым должна осуществляться эта работа на уровне федерации и на уровне регионов. А. В. Лыткин выразил надежду, что координационный совет своей работой даст толчок развитию национальной системы профессиональных квалификаций в крае, для этого необходимо составить план работы совета и актуализировать «дорожную карту».

Модератор круглого стола, директор КГАУ ДПО «Краевой центр подготовки кадров строительства, ЖКХ и энергетики», зам. председателя Союза предприятий ЖКХ и энергетики Красноярского края В. В. Куцак сообщил, что собравшиеся здесь руководители пытались «достучаться» до работодателей и муниципальных органов власти, однако последние ссылаются на то, что законодательство позволяет им откладывать мероприятия по внедрению системы независимой оценки квалификаций и требований профессиональных стандартов до 2020 года. 

Как обстоят дела в соседнем регионе, рассказал руководитель Центра оценки квалификации СПК ЖКХ по Новосибирской области А. П. Бурлаков.

Он сообщил, что трудности по развитию национальной системы профессиональных квалификаций в области такие же как в Красноярском крае. В Новосибирске имеется Межрегиональная ассоциация руководителей предприятий (МАРП), которая подписала соглашение с Национальным агентством развития квалификаций (НАРК) о создании методического центра по внедрению национальных профессиональных квалификаций, однако к МАРП как к методисту есть вопросы.

DSC06717.jpg

На фото (слева) А. П. Бурлаков, руководитель Центра оценки квалификации СПК ЖКХ по Новосибирской области


 

С первого января 2017 г. вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 № 238‑ФЗ «О независимой оценке квалификаций». В 8-й статье закона прописаны полномочия Центра оценки квалификаций. «Обратите внимание на статью 11 данного закона, — сказал руководитель ЦОК СПК ЖКХ, — там прописано, что если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ установлен иной порядок проведения оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, чем это предусмотрено настоящим Федеральным законом, то с 1 июля 2019 года они отменяются. Так что с первого июля 2019 года все трудовое население РФ просыпается без трудоустройства, у них нет свидетельства о своей профессиональной квалификации, и ни один работодатель не имеет права их принять на работу, если он не хочет получить штраф от трудовой инспекции. — сделал вывод А. П. Бурлаков. — В Краснодаре бюджетные учреждения уже оштрафованы на 500 тыс. рублей, в Башкирии — на 9 млн рублей, в Новосибирской области территориальная трудовая инспекция оштрафовала бюджетное учреждение на 110 тыс. рублей. Если ваша трудовая инспекция обнаружит, что вы ничего не делаете для перехода на профессиональные стандарты, то может и команду дать пополнить федеральный бюджет штрафом». — сказал докладчик.

В настоящее время идут споры о том, обязательны ли профессиональные стандарты. В статье 57 Трудового кодекса РФ сказано: если в соответствии с настоящим кодексом, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов.

По мнению руководителя ЦОК А. П. Бурлакова, в настоящее время для судов обязательность применения профессиональных стандартов с 1 июля 2016 г. не вызывает никаких сомнений, и если сегодня будет оспариваться иск, когда работник подает в суд в связи с тем, что он не согласен с требованиями профессионального стандарта, суд не примет дело к рассмотрению. Потому что согласно 71 статье Конституции РФ государству принадлежит «коллизионное право», и Конституционный суд разъяснил, что если нормативный акт выпускается одним и тем же органом исполнительной власти, то действует более поздний акт. «На сегодняшний день справочники ЕТКС и КС должностей руководителей, специалистов и других служащих против профессиональных стандартов для судов не действуют», — сообщил А. П. Бурлаков.

Выступающий   призвал ори­ен­тироваться на защиту работников и обязать работодателя выполнять законодательство, тем более что оно относится ко всем предприятиям и организациям, независимо от формы собственности и отраслевой принадлежности, включая и исполнительную власть. От прохождения независимой оценки квалификации освобождены категории работников, относящихся к государственной гражданской службе (федеральной, региональной, муниципальной). Все остальные категории работников обязаны соответствовать требованиям профессиональных стандартов и в обязательном порядке проходить независимую оценку квалификации в ЦОК.

А. П. Бурлаков сообщил, что постановлением Правительства РФ № 584 бюджетным учреждениям дали время до 2020 г. привести штатное расписание в соответствии с требованиями профессиональных стандартов. За это время они должны просмотреть квалификационный состав своих работников, составить план-график по повышению квалификации, по профессиональной переподготовке, по дополнительной профессиональной переподготовке и составить план-график оценки квалификации своих работников по годам.

Докладчик рассказал, что при министерстве ЖКХ и Э Новосибирской области создана рабочая группа по контролю за выполнением постановления Правительства РФ № 584, привлечены главы муниципальных районов и городских округов, которым дали форму для отчетности по показателям, имеющимся в постановлении № 584, и дело начало сдвигаться. На все мероприятия, которые проводятся ЦОК совместно с министерством ЖКХ и Э Новосибирской области, обязательно приглашается руководящий работник территориальной трудовой инспекции, который информирует участников о позиции Государственной трудовой инспекции, так что механизм для внедрения профессиональных стандартов имеется.

Кроме того, в Новосибирской области создано региональное отраслевое объединение работодателей в сфере ЖКХ. В Федеральном законе «Об объединениях работодателей» № 156‑ФЗ прописано, что объединение работодателей может выступить с законодательной инициативой в Правительство РФ и в Законодательное Собрание. Новосибирское объединение намерено пользоваться этими возможностями. Объединения работодателей вправе проводить профессионально-общественную аккредитацию основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ, реализуемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

А. П. Бурлаков: «Я как руководитель ЦОК должен видеть, что образовательная программа прошла профессионально-общественную аттестацию. Если не прошла, я не имею права допустить соискателя до сдачи экзамена и напишу в обосновании отказа несоответствие его дополнительного образования — т. е. рычагов для воздействия на ВУЗы много, и мы сейчас ими занялись. Они давно уже сопротивляются, однако есть законодательство, к сентябрю будет изменен Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в сторону ужесточения соответствия ФГОС профессиональным стандартам и прохождения профессиональной общественной аккредитации. Хотя ВУЗы и средние профессиональные учебные организации уже должны были старые программы привести в соответствии с профессиональными стандартами, у нас ничего не делается», — заключил докладчик.

С 2018 года НАРК запланированы пилотные проекты по прохождению в ЦОК независимой оценки квалификации выпускниками учебных заведений профессионального образования всех уровней, после госкомиссий. В диплом будет заноситься специальность по профессиональному стандарту и уровень квалификации согласно профессиональным стандартам. С 01.07.2019 года эта процедура будет обязательна.

А. П. Бурлаков поднял проб­лему проведения независимой оценки квалификации в удаленных муниципальных районах и городских округах. Центр оценки квалификаций имеет право, согласно действующему законодательству РФ, предложить, например, для Красноярского края, в ЦОК везти работников для проведения экзаменов из Дудинки в Красноярск. Сколько тогда оценка квалификации будет стоить? Значит, надо решать этот вопрос Правительству Красноярского края совместно с ЦОК. В Новосибирской области этот вопрос решают путем создания экзаменационных площадок в муниципальных районах и городских округах. 

А. П. Бурлаков: «Недавно у нас было совместное совещание Центра оценки квалификации с министром ЖКХ Новосибирской области и зам. министра труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области, на котором это предложение было утверждено и такую работу в Новосибирской области уже начали — главы муниципальных районов и городских округов Новосибирской области озадачены организацией экзаменационных площадок на базе районных предприятий ЖКХ и средних профессиональных учебных заведений. Предлагаем Красноярскому краю пойти по нашему пути».

Руководитель ЦОК СПК ЖКХ выразил беспокойство по поводу управляющих организаций: «Что будет с ними после 1 июля 2019 года? Требования к образованию профессионального стандарта для руководителей управляющих организаций, а это 7‑й уровень квалификации — магистратура. А ведь директора УК не успеют за оставшиеся два года закончить магистратуру в сфере ЖКХ. Где ВУЗы, которые у нас дают такое образование? В Новосибирске пока таких нет. Думаю, в Красноярском крае такая же проблема. Руководители управляющих компаний не пройдут независимую оценку квалификации, и что тогда делать с ними? Закрывать компании?» — озадачил собравшихся руководитель новосибирского Центра оценки квалификаций.

— Тогда зачем СПК поставил 7-й уровень в профессиональный стандарт руководителям УК, если магистратуры нет? — поинтересовался один из участников круглого стола.

— Это не СПК ЖКХ РФ определил. 7-й уровень квалификации — это требование государства к профессионализму директоров не только УК и сферы ЖКХ в целом, но и к директорам предприятий всех отраслей экономики Российской Федерации. Естественно, это касается и системы высшего образования. Нужно, чтобы появились ВУЗы, где подготовят нужных для сферы ЖКХ руководящих специалистов. Но ВУЗы у нас пока «пробуксовывают»,  — пояснил Бурлаков. — Считаю, что губернаторы субъектов РФ должны держать на контроле этот вопрос.

Далее он сообщил, что отраслевые объединения, Центры оценки квалификации должны вырабатывать соответствующие предложения, информировать и работать с органами исполнительной власти, Законодательным собранием регионов —только общими усилиями дело можно будет сдвинуть с места. Исполнительная власть должна четко понимать, что выполнять Указ Президента РФ и действующее законодательство РФ по внедрению профессиональных квалификаций и организации проведения независимой оценки квалификации работников придется всем, хотим мы этого или нет.

По завершении выступления руководителя ЦОК Новосибирской области директор Краевого учебного центра А. В. Куцак на правах модератора круглого стола резюмировал: «Мы выслушали опыт работы Новосибирской области. Кто-то, наверное, думает, что, может, и не надо ничего этого делать. Но если мы будем медленно раскачиваться, то когда придет 2019 год нам придется очень сложно. Сейчас мы имеем возможность задать руководителю ЦОКа вопросы, взять что-то для нашего опыта. А следующим шагом будет создание Центра оценки квалификаций в сфере ЖКХ Красноярского края, соответствующие документы направлены в Москву».

Директор Красноярского монтажного колледжа В. С. Нечаев сообщил, что его образовательное учреждение имеет хорошую материально-техническую базу и могло бы стать филиалом Краевого учебного центра и базовой площадкой для ЦОК. Он продемонстрировал фильм о системе обучения студентов колледжа, которые свои дипломы и проекты защищают, используя 3D-технологии.

Участники дискуссии поинтересовались у представителя из Новосибирска, какую позицию в процессе внедрения независимой оценки профессиональной квалификации работников занимает профсоюзная организация. А. П. Бурлаков сообщил, что председатель Новосибирской областной организации профсоюза работников жизнеобеспечения А. В. Чаплыгин относится к этому вопросу с пониманием, а А. Д. Василевский, председатель ЦК Общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения, является зам. председателя Совета по профессиональным квалификациям в жилищно-коммунальном хозяйстве и тоже оказывает поддержку.

А. В. Лыткин высказал мнение, что профсоюзы должны быть рычагом, стимулирующим работодателя на проведение такой оценки, на обучение и проведение аттестации работников.

DSCN4514.jpgА. В. Клинцова, генеральный директор
ММХО ООО «Координирующий центр управления жилищно-коммунального хозяйства Кежемского района»
 


 

А. В. Клинцова, генеральный директор ММХО ООО «Координирующий центр управления жилищно-коммунального хозяйства Кежемского района» напомнила, что когда все говорят о ставке первого разряда, в том числе профсоюзы отстаивают ставку первого разряда, ссылаясь на отраслевое тарифное соглашение, никто не говорит о том, что в тарифы необходимо закладывать средства на обучение кадров. Кроме того, в Красноярске работники организаций ЖКХ имеют возможность обучаться, так как в краевом центре в достаточном количестве имеются колледжи и техникумы. А проблема территорий края в том, что у работников ЖКХ низкая зарплата, которая не позволяет им получить профессиональное образование в красноярских учебных заведениях. «Мы как работодатели понимаем, что работникам надо учиться, но финансовый вопрос идет вразрез с законодательством в сфере кадрового обеспечения. На территориях работают высококлассные специалисты-самоучки с большим опытом, которые не могут получить образование из-за низкого уровня заработной платы», — добавила А. В. Клинцова.

DSCN4532.jpg

А. В. Кулеш, заместитель председателя Законодательного Собрания Красноярского края, председатель комитета по строительству и ЖКХ


 

Зам. председателя Законодательного Собрания Красноярского края, председатель комитета по строительству и ЖКХ А. В. Кулеш выразил мнение, что образование — это публичная сфера, и им должно заниматься государство. Что касается сферы жилищно-коммунального хозяйства, то депутат отметил очевидный провал в подготовке кадров, который наблюдается в течение последних 15–20 лет. «Мы, к сожалению, сталкиваемся с этим каждый день — и в сфере обслуживания многоквартирных домов, и в сфере капитального ремонта, — сказал А. В. Кулеш. — Задача краевой власти сделать так, чтобы через два-три года получить эффективную профессиональную сферу жилищно-коммунального хозяйства, чтобы люди, которые там работают, отвечали всем требованиям. Главный критерий — удовлетворенность конечного потребителя, что достигается только профессионализмом. К этому нужно стремиться, и для этого требуется участие государства и краевого бюджета».

Генеральный директор Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов Красноярского края Н. И. Авдеева сообщила: «Региональный фонд капитального ремонта на территории Красноярского края тщательно выполняет законодательство по отбору подрядных организаций. Заседает комиссия, в состав которой входят настоящие профессионалы. Комиссия проверяет все поступившие от подрядчиков документы, представленные сертификаты, в которых указано, что подрядчики прошли обучение и повышение квалификации. Но когда выходим на дом, оказывается, что там нет человека, который способен грамотно организовать работы по капитальному ремонту. Ушло то время, когда прорабы среднего звена такую работу организовывали с большим профессионализмом. Непосредственно на доме молодежи поучиться не у кого. В советские времена кадровая политика была очень грамотная. Но ее сложно реализовать при нашей системе, когда сегодня ты выиграл торги, а завтра неизвестно выиграешь их или нет. Кроме того, нужно еще найти средства, чтобы выполнить все многочисленные требования. Эта нестабильность ведет к неуверенности в завтрашнем дне и, мне кажется, приводит к тому, что у организаций, которые даже если и готовы работать, нет профессионального подхода к подготовке кадров. Я думаю, что совместными усилиями мы эту ситуацию в ближайшем будущем исправим, и наконец-то появится новый положительный опыт в таком направлении как подготовка кадров в сфере капитального ремонта».

Зам. министра Е. В. Афанасьев отметил, что престиж рабочих специальностей падает, молодежь предпочитает работу в офисе, а не на производстве. Это связано не только с невысоким уровнем зарплаты. Ведется пропаганда юристов и экономистов, а не производственных профессий. В привлечении молодежи к техническим специальностям важна роль государства, исполнительной и законодательной власти. Иначе осуществлять инновации в стране будет некому. Можно много планировать, но если у станка некому будет стоять, то планы навряд ли осуществятся.

Участники круглого стола обменялись мнениями по воп­росам подготовки кадров для жилищно-коммунальной отрас­ли и имели возможность обратиться к присутствующим на заседании представителям регионального министерства строительства и ЖКХ, Законодательного Собрания Красноярского края со своими предложениями, которые будут внесены в резолюцию конференции «Город. ЖКХ. Экология».

 

Журнал «ЖКХ ПОСТ»

Фото: Карина ПЕТЕЛИНА